?

Log in

No account? Create an account

Разрядка

Набирайте вразрядку любую последовательность прописных и капительных букв, а также длинные ряды цифр.
В некоторых текстах часто встречаются акронимы, например CIA (ЦРУ) и PLO (ООП) или такие аббревиатуры, как AD (н.э.) или BC (до н.э.). Нормальное значение разрядки в таких комбинациях капительных или прописных букв составляет 510% кегля шрифта.

В цифровых шрифтах очень просто придать дополнительную ширину всем капительных знакам, таким образом разрядка получится автоматически. Ширины прописных выведены из расчёта того, что они будут использоваться совместно со строчными, но тем не менее величины межбуквенных пробелов для текста, набранного только прописными буквами, могут быть автоматизированы с помощью таблиц кернинга.

В названиях и заголовках часто желательно предусмотреть дополнительную разрядку. Выключенные строки из прописных букв в разрядку обычно набираются с пробелом между буквами, равным нормальному межсловному пробелу (m/5 — m/4), это соответствует разрядке в 20-25% кегля. Но дополнительное расстояние между буквами также требует увеличенного интерлиньяжа. Типограф эпохи Возрождения, набиравший многострочный заголовок прописными буквами текстового кегля вразрядку, как правило, закладывал дополнительные шпоны между строками; в ручном наборе это эквивалент дополнительной пусто строки или набора с двойным интервалом.

Не существует единого значения для разрядки прописных букв в заголовках или выделенных особым шрифтом строках. Оптимальная разрядка прописных в надписях колеблется от 5 до 100% кегля шрифта. Количественное значение расстояния между буквами гораздо менее важно, чем его сбалансированность. В комбинациях LA или AVA увеличение расстояния может и не потребоваться, в то время как для NN и HIH напрашивается разрядка.

Многие типографы предпочитают разрядку во всех рядах цифр. Увеличение межбуквенных пробелов необходимо для быстрого чтения длинных рядов знаков, не имеющих очевидного смысла, таких, как серийные номера, и полезны даже для более коротких рядов, таких, как телефонные номера и даты. В коротких рядах — по две-три цифры — разрядка не нужна. На этом принципе основан традиционный европейский обычай набора телефонных номеров в форме 00 00 00 вместо 000-0000.

Разрядку строчных делать не следует, т.к. это снижает удобочитаемость. Но, например, к некоторым строчным алфавитам этот принцип неприменим.

Заголовки, набранные с преувеличенной разрядкой узким прописным гротеском, теперь считаются приметой, если не клише, постмодернистской типографики. В этом контексте вторичное выделение вполне может быть набрано узким строчным гротеском с более скромной разрядкой. Умеренная разрядка может повысить, а не понизить удобочитаемость набора строчными жирного узкого начертания гарнитуры Univers. Несущественные лигатуры в тексте с разрядкой, естественно, опускаются.

В принципе возможно составить подробную таблицу шрифтов и графически отразить степень присущей их строчным устойчивости к разрядке. В начале списка (как самые неподходящие для разрядки) будут курсивы Ренессанса, такие, как Arrighi, структура которого предполагает тесную связь между буквами. Затем будет следовать ренессансная антиква. Дальше такие шрифты, как Syntax, сходный по форме с ренессансной антиквой, но не имеющий засечек. В середине списка окажутся другие гротески, такие, как Helvetica, где буквы связаны друг с другом только за счёт принятия желаемого за действительное. В конце списка будут жирные узкие гротески.

Разрядка всегда портит набор ренессансной антиквой или курсивом. Но в шрифтах без каллиграфического влияния разрядка строчных может быть действительно полезна.

Поскольку разрядка изолирует отдельные элементы, она целесообразна, когда первостепенное значение имеют не слова, а буквы. Там, где буквы функционируют самостоятельно, подобно цифрам, — например, в акронимах, адресах сайтов и электронной почты, — разрядка помогает восприятию как прописных, так и капительных или строчных букв.

Во всех остальных шрифтах, кроме антиквы и курсива, разрядка, помимо повышения удобочитаемости, выполняет в тексте и другие традиционные функции. Готические шрифты, как правило, не имеют соответствующего курсива или жирного шрифта, а также капители. Простейшие способы выделения в этом случае — подчёркивание и разрядка. Первым способом обычно пользовались писцы, но для наборщика разрядка удобнее. Однако при цифровой вёрстке подчёркивание не сложнее, чем разрядка, и иногда меньше портит внешний вид страницы.

В кириллице разница между нормальными строчными и капительными буквами гораздо меньшая, чем в латинском или греческом алфавитах, но тем не менее кириллическая капитель весьма важна для квалифицированного типографа. В былые времена, когда кириллический курсив был редок, а капитель почти не существовала, в местах, которые должны были выделяться капителью или курсивом, кириллица, подобно фрактуре, обычно набиралась вразрядку в прямом начертании. При современных укомплектованных кириллических шрифтах этот способо выделения должен рассматриваться как архаичный.

Источник: Р. Брингхёрст «Основы стиля в типографике»

Comments